Приверженность композитора эстетическим положениям М. Значение работы над русской народной песней для выработки композиторского стиля; использование фольклора народов Закавказья. Ориентализм; большой интерес к современной романтической музыке Берлиоз, Лист.

Ведущая роль народно-жанрового и живописно-колористического начал. Развитие принципов творчества М. Тяготение к симфонизму жанрово-картинного типа. Преобладание тематизма народно-песенного склада, использование подлинных народных мелодий. Существенная роль вариационности, внедрение ее в сонатную форму. Приоритетное значение жанров увертюры и симфонической поэмы.

Красочность, живописность партитуры; использование песенных и танцевальных элементов музыки Закавказья. Особенности строения поэмы, музыкально-выразительные средства в частности, гармонические.

Балакирева как одного из создателей русской фортепианной музыки. Концертно-виртуозный характер фортепианных произведений, их близость к пианизму Ф. Оригинальность замысла; концертно-виртуозный характер.

Обогащение фортепианной литературы новыми образами, средствами, техникой; проявление принципов жанрово-картинного симфонизма. Ритмические, гармонические, фактурные особенности. Яркость восточного колорита и картинность письма. Глинкинские традиции использования и развития тем. Особенности строения, смешанная форма сочетание сонаты и двойных вариаций , тональный план, звуковое богатство варьирования.

Круг поэтов, обращение к Кольцову, Лермонтову. Даргомыжского главным образом, в области лирического и бытового романса. Своеобразие камерного вокального стиля, напевная вокальная мелодия с элементами декламационности, изобразительность фортепианной фактуры.

Многообразие типов лирического романса. Трагическое содержание ряда поздних романсов. Значение научной и общественной деятельности А. Глинкинские традиции и национальная основа музыкального творчества; ориентация на классические жанры и формы. Претворение достижений современного европейского музыкального искусства.

Преобладание тематизма народно-песенного типа. Ведущая роль героико-эпического начала; лирика и юмор А. Бородина; ориентальная тема в его творчестве. Новизна языка, богатство гармонических идей применение аккордов нетерцового строения, диссонирующие параллелизмы, своеобразная трактовка мажоро-минора и др. Классическая ясность, оптимизм, уравновешенность строя музыки.

История написания оперы, завершение произведения Н. Бородина к исторической достоверности, достоинства авторского либретто, его отличия от древнего литературного первоисточника.

Показательность единственной оперы композитора для его стиля. Значение народных сцен, разнообразие их характера при существенной роли эпического элемента. Воплощение основного конфликта оперы через противопоставление русской и восточной фольклорной окраски музыки.

Повествовательная неторопливость движения действия. Бородин — создатель наряду с П. Чайковским русской классической симфонии. Приоритетность жанра симфонии и его традиционная в целом трактовка. Героико-эпическое и жанровое начала как основа симфонизма А. Разнообразие приемов развития тематизма варьирование, мотивная разработка, синтезирование различных тематических элементов.

Показательные особенности оркестровой фактуры для стиля композитора. Бородина в последний период творчества. Особенности строения цикла, образное содержание частей. Традиции второй симфонии в русской эпической музыке А.

Прокофьева и других композиторов. Жанровое разнообразие при небольшом количестве произведений; связи с оперным и симфоническим творчеством.

Поэты — авторы текстов романсов и песен А. Бородина; использование композитором собственных текстов. Значение картинно-колористических и характеристических элементов.

Своеобразное преломление традиционных песенно-романсных жанров: Бородин — один из создателей русского классического квартета. Показательность квартетов композитора для его позднего стиля. Камерные инструментальные произведения А.

Близость его искусства критическому реализму; влияние на творчество композитора романтической традиции. Жизненная правда в творчестве М. Мусоргского, демократизм и прогрессивность идей; связь его музыки с искусством крупнейших современных писателей и художников. Народ и личность как основные объекты творческого внимания. Интерес к эпохам социальных конфликтов, нравственная проблематика, глубина психологического анализа.

Сочетание характеристического воспроизведения внешних сторон действительности с психологизмом. Исключительное разнообразие обрисованных композитором человеческих характеров, их социальная и бытовая конкретность, психологическая многогранность.

Существенное значение образа народной массы, эпического начала. Мусоргский — мастер музыкальной трагедии. Основные произведения, новые музыкально-сценические жанры, новизна драматургических приемов. Стремление к индивидуализации выразительных средств в соответствии с индивидуальной неповторимостью образа. Подчинение музыкальных принципов и приемов задаче конкретного воссоздания действительности.

Крестьянская песня и речь как истоки музыкального языка, синтез песенности и декламационности как основа мелодики. Раскрытие человеческих характеров через интонации речевого происхождения. Разработка композитором речитативной сферы. Новаторский характер гармонии и ритмики; отказ композитора во многих случаях от традиционной европейской функциональной гармонии и метрической системы.

Индивидуализация формы; ведущая роль вариационности и сквозного строения. Мусоргский как оперный реформатор; идея реалистической музыкальной драмы как основа его реформы. Сюжетное и жанровое разнообразие музыкально-драматических замыслов композитора.

Судьба народа и его роль в истории — центральная тема; русская история — важнейший источник сюжетов; народная музыкальная драма — основной жанр. Новаторский характер массовых сцен. Смешение жанровых черт, переплетение разных сюжетных линий как характерные особенности оперной драматургии М.

Лейтмотивы, интонационные сферы, народно-песенные жанры как средства музыкальной характеристики персонажей. Сквозная композиция и проблема музыкальной формы. Соотношение вокальной и оркестровой партий. Эволюция оперного стиля М. Мусоргского к большей напевности вокальных партий. Создание и постановки; редакции Н. Сюжет и идея произведения; сложность и новизна драматургии; переплетение нескольких сюжетных линий при одном определяющем конфликте народа и царской власти.

Широкое применение приема совмещения планов и драматических контрастов. Строение, композиция оперы; своеобразие и новизна оперных форм, определяемых сценическим действием; лейтмотивы, их особенности и способы применения. Значение образа народа; сложение целостного образа из множества отдельных групп и героев со своими характерами и психологией; отдельные герои как воплощение существенных черт народа; широкий диапазон характеристик, единство трагического и комического. Динамика развития образа народа, формы, жанры, средства характеристики; хоровой речитатив.

Образ царя Бориса; сценическая и музыкальная характеристика, ее психологическая сложность и неоднозначность, динамика развития. История создания; редакции Н. Мусоргским в историческом прошлом ответов на современные проблемы. Многоплановый образ народа; величественная трагичность образа народа.

Средства музыкальной характеристики стрельцов, московского люда, раскольников. Сложность характеров главных героев, обобщенность образов, психологически достоверное воссоздание внутреннего мира людей той эпохи.

Особенности эстетики и стиля Римского-Корсакова, проявившиеся в его опере "Майская ночь"

Строение оперы, роль оркестра, значение лейтмотивов. Новаторские черты в строении оперы; новизна оперных форм, относительно небольшая роль замкнутых построений, включение монологов и диалогов в общее течение сценического действия.

Мусоргского в области камерной вокальной музыки при нередком обращении композитора к традиционным романсовым темам и жанрам. Существенная роль жанра вокальной сцены. Соотношение вокальной и фортепианной партий; отказ композитора от традиционных формул аккомпанемента.

Расширение привычных рамок камерной вокальной музыки, новая тематика, проявление черт критического реализма. Аналогии с творчеством Н. Обращение к творчеству поэтов-современников; песни на собственные тексты. Важнейшие области камерного вокального творчества. Время и история их создания. Фортепианный стиль, нетрадиционность письма. Новизна форм, обусловленная программой, значение в истории русской фортепианной музыки.

Претворение опыта русских композиторов; использование достижений западных мастеров Р. Основные области творчества, ведущая роль оперной и симфонической музыки. Многообразие оперных жанров и сюжетов. Большое значение фантастики, образов природы, воспроизведение народных обрядов и быта; лирика, исторические картины; использование элементов восточной музыки.

Преобладание эпического, повествовательно-картинного начала и мягкой элегичной лирики; особых характер драматических образов; комические, сатирические образы. Симфонизм в операх, особенно в произведениях позднего периода. Краткая характеристика оркестрового стиля. Классическая ясность и чистота стиля. Ведущая роль вариационности, внедрение ее в традиционные для европейской музыки формы. Римский-Корсаков — педагог, музыкальный писатель, ученый, редактор, собиратель народных песен, дирижер, общественный деятель.

Опера — главная сфера творческой деятельности Н. Жанровое разнообразие при тяготении к сказочно-эпическому жанру; особое значение традиции, идущей от оперы М. Ведущая роль принципов эпической драматургии сопоставление образов, широко развитая описательность, замедленный темп действия ; проявление в некоторых операх принципов конфликтной драматургии.

Различные решения проблемы музыкальной формы при характерном для опер композитора сочетании сквозного развития с завершенностью отдельных частей; возникновение крупномасштабных музыкальных структур, охватывающих большие сцены и целые оперные картины.

Широкое применение лейтмотива, его специфика лейтгармония, лейттембр. Различное соотношение вокальных и оркестровой партий в разных произведениях.

Эволюция оперного стиля Н. История создания, место в творческой биографии композитора. Островского, ее соответствие особенностям музыкальной драматургии Н. Фольклорные влияния в музыкальном языке, в драматургии, роль обрядовых сцен в раскрытии идеи сочинения. Система образов; характерная для драматургии Н. Основные черты музыкальной характеристики Снегурочки, развитие образа.

Картины природы и быта, фантастические эпизоды; средства их музыкального воплощения, картинность музыкального языка, применение звукоизобразительности. Типы лейтмотивов, их развитие. Либретто, сюжет, драматическая напряженность действия. Классические черты сценической и музыкальной драматургии.

Две группы действующих лиц, особенности их характеристик, пути развития образов. Лейтмотивы, их особенности, методы применения и развития. Строение оперы в целом. Римским-Корсаковым принципов симфонизма М. Разнообразие видов симфонической музыки композитора при общем картинно-жанровом характере симфонизма. Программность как важная черта. Параллельность симфонического творчества оперному в отношении образного содержания и выразительных средств.

Принципы эпической драматургии в симфонических произведениях. Тематизм народно-песенного склада, вариационность как преобладающий метод развития материала.

Восточная и фантастическая тематика без четких этнографических параллелей; программа. Эпическая основа симфонической драматургии сюиты. Роль повествовательности, музыкальной живописи, звукоизображения. Образные, тематические, тональные, темповые соотношения частей; единство тематического материала, характер использования и преобразования двух основных тем сюиты, роль вариационности.

Оркестровое мастерство, виртуозное использование солирующих оркестровых инструментов. Преобладание лирики созерцательного характера, большая роль картинности. Слияние в вокальной партии кантиленности и декламационности при общей законченности мелодической линии. Изобразительность партии фортепиано, избегание композитором типовых формул аккомпанемента. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права?

Романтизм как художественно-стилистическое направление в искусстве XIX века. Итальянская музыкальная культура XIX века. Австро-немецкий симфонизм на рубеже XIX-XX веков. Русская классическая музыкальная школа: Примерные планы анализа стилей и жанров Для самостоятельной работы студентов, подготовки к семинарам и контрольным работам.


Читайте также:

Коментарии:

Симфонизм в операх, особенно в произведениях позднего периода. Чайковского Пути развития русской музыкальной культура в г.

Семья Римских-Корсаковых была музыкальной: